kazgasacollege

Практика у профессионалов – в выигрыше все

В алматинской компании «АБРИС ДИЗАЙН», уже более 20 лет успешно работающей в Алматы, зимой прошли недельную производственную практику студенты колледжа КазГАСА. Руководитель компании Александр Долгов прокомментировал результаты этой важной работы и познакомил с деятельностью возглавляемой им компании. Несколько слов о своем опыте сказали также сотрудники макетной мастерской и студенты.
– Компания «АБРИС ДИЗАЙН» работает с 2000 года. Мы строим различные макеты: архитектурные, промышленные, интерьерные, учебные, исторические и другие – пояснил Александр. – По поводу практики я бы сказал, что в выигрыше от нее оказались все три участвовавшие стороны. Студенты получили готовые ценные технические навыки, опробовали свои силы в действии, погрузились в профессиональную среду, ознакомились с организацией хорошо отлаженного современного производства. Компания получила комплектующие для макетов, которые сделали ребята на практике. Ну а учебное заведение обрело в лице нашей компании полноценную производственную площадку, на которой учащиеся могут закрепить полученные теоретические знания.
Корр.: – Сколько человек проходит практику в компании?
– Сейчас практику в «АБРИС ДИЗАЙН» проходят десять человек. Часть группы выполняет задания удаленно, так как это не алматинцы и специализация у них несколько иная, чем у тех, что работают непосредственно в мастерской. Онлайн с нами взаимодействуют будущие дизайнеры, они выполняют задания по оформлению мастерской.
Корр.: – Какие качества необходимы для работы с макетом?
– Нужны терпение и усидчивость, пространственное воображение. Специалист, работающий с макетом должен уметь рисовать, работать с чертежами. Вообще, когда к нам приходят молодые специалисты или практиканты, я часто первым делом интересуюсь почему они решили изучать архитектуру, чем она их привлекает. Делаю я это потому, что убежден – человек лучше всего справляется с тем, что ему по-настоящему нравится. Как правило, в сферу архитектурных интересов глубоко и быстро, с удовольствием и надолго погружаются те, кто уже в школе проявлял интерес к изобразительному искусству, к черчению, к дизайну. Получать от работы удовольствие, внутреннее удовлетворение – это важно.
 Корр.: – Ваш путь в архитектуру тоже лежал через увлечение?
– Да, именно так. Мой дед Примаков Владимир Климентьевич был мастером высочайшего уровня художником, инженером и человеком способным воплотить в жизнь любую техническую задумку. Я много времени проводил в его собственной мастерской которую он обустроил в гараже на месте где ранее был его дом который он сам построил после войны.  Я с детсадовского возраста видел его работу и профессиональный подход к делу. Именно он привил мне любовь к рисунку и творчеству помог развить первоначальные навыки. Это в большей степени предопределило в последующем мой выбор. Когда в наш класс пришли представители КазГАСА, и рассказали об учебном заведении, мне стало совершенно ясно где я хочу учиться.
Корр.: – Некоторые психофизические особенности у сборщика макета вероятно просматриваются?
– Да, пожалуй, флегматичным интровертам этот род деятельности будет ближе, чем холерикам и экстравертам, предрасположенным к частой смене обстановки, к бурным событиям и общению. Но это если мы говорим о мастерах, задействованных в создании макетов. Однако в нашем коллективе работает командный принцип и находится место разным людям. Мы дополняем друг друга. Экстраверты лучше находят себя в маркетинге, в переговорах с клиентами и партнерами. Интроверты часто хорошо справляются с проектированием, с чертежами. Это тоже важная часть работы нашей компании. Но, как бы то ни было, дедлайны в работе никто не отменял и слишком уйти в себя мы позволить не можем никому. Расшевелим и поторопим. Для нас важно чтобы наши клиенты получили качественный продукт вовремя.
Корр.: – Трехмерная печать может вытеснить труд макетчиков?
– Мы постоянно следим за тем, как обновляются технологии в нашей сфере. Скорее технологии 3D печати дополняют труд макетчиков. Это современный инструмент, который мы также используем в своем производстве. Отдельные детали создаются нами при помощи 3D принтеров. Так или иначе, требуется дорабатывать напечатанное изделие вручную. Поэтому наши отработанные годами технологии становятся еще более эффективны. Существует заблуждение на счет 3D печати, люди думают, что на 3D принтере кнопку нажал и оттуда вышел готовый макет, но, как и в любом деле там много нюансов которые необходимо знать и учитывать. Мы готовим своих специалистов, обучаем рассказываем повышаем стандарты качества таким образом компания растет и развивается.
Корр.: – Деятельность макетчика предполагает наличие знаний по материаловедению? Мастер ведь должен знать, как поведет себя дерево, картон, стекло, пластик, камень, металл? Как они будут сочетаться, как и чем соединить между собой различные детали.
– В общем да. Но мы ведь трудимся уже много лет, поэтому в компании давно сформированы стандарты качества, готовые решения, инструкции и рекомендации. Мастеру легко ориентироваться в процессе создания макета, имея перед глазами стандарты и инструкции. Он видит задачу и видит решение. Если требуется найти нестандартное решение, то в мастерской проводится мозговой штурм где принимают участие все опытные мастера далее если подобное решение повторяется, то после успешного тестирования появляется новый стандарт.
Корр.: – Для студентов, проходящих в компании практику, набор готовых решений тоже ценная помощь.
– Совершенно верно. Тем и ценна студенческая практика, что ребята могут быстро войти в профессиональную атмосферу, увидеть, как работает производство, как выполняются конкретные операции. Практикантов здесь окружают производственные звуки, запахи, свет – характерные для выполнения тех или иных операций. Практиканты работают руками, выполняя поначалу несложные задания, но видят и то, как работает высокотехнологичное оборудование, такое, например, как станок лазерной резки, 3D принтер, аэрографы, участок цифрового моделирования и тд. Все это формируется у них в целостную картину понимания макетирования как процесса.
Корр.: – Где применяются макеты?
– Макет можно считать одним из самых эффективных инструментов презентации, поэтому и горизонт применения довольно широк. Макеты применяются в строительстве, в рекламе, в продажах готовых объектов, в выставочной деятельности, очень широко представлено макетирование в образовании и даже в историографии.
Архитектурное моделирование, например, помогает, будущему владельцу квартиры легко представить себя в новой обстановке жилого комплекса. Он видит где будет стоять его автомобиль, где будут играть его дети, в какой магазин семья будет ходить за покупками и так далее. Очень широко использовались макеты на казахстанской выставке Expo 2017 Astana. Наши макеты заповедника Алтын-Емель и Чарынского каньона показывали премьер-министру страны, когда знакомили его с проектными планами на местах. Эти макеты мы оборудовали аккумуляторными батареями, чтобы в них работала подсветка. Интересно, что проектная группа разрабатывала еще и подробное архитектурное описание работ на объектах с иллюстративным сопровождением и чертежами. Но, практически все внимание делегации на презентации было приковано к макетам.
Корр.: – Когда поблизости находится макет, мало кто удержится от того, чтобы подойти и рассмотреть его. Откуда это магическое притяжение?
– Думаю, это волшебство из детства. Оттуда к нам приходят многие яркие эмоции. Макет, возможно, подсознательно воспринимается нами как интересная яркая игрушка, которая, безусловно, притягивает взгляд. Я неоднократно был свидетелем того, как на выставках, макет привлекает большее внимание, чем, например, экран телевизора или монитор компьютера. Макет обладает свойством самопрезентации. Любой даже самый сложный объект или механизм, воплощенный на макете, выглядит понятнее, чем в устном объяснении. Становится понятным назначение объекта, его действие и размер, порой передается его гармония в окружающем ландшафте. Другими методами добиться такой эффективной передачи образа очень сложно или даже невозможно.
Корр.: – Макет может нести в себе и технологическую информацию?
– Да, конечно. Мы можем закладывать в макет так называемые информационные блоки и с помощью динамического освещения, например, показывать движение различных жидкостей или газов по трубопроводам. Это позволяет в инженерном и промышленном макетировании показывать разнообразные производственные операции, демонстрировать принципы работы оборудования, обозначать распределение потоков сырья и готовой продукции.
Корр.: – Каковы наиболее ходовые масштабы макетов?
– Это зависит от объекта и от типа макета. Если это архитектурный макет, то наиболее популярен масштаб 1:100, позволяющий показать объект с наибольшим количеством значимых деталей. Если же на макете необходимо продемонстрировать комплекс зданий и сооружений, то масштаб целесообразно уменьшить до 1:200. Меньший масштаб в архитектурном макетировании применяется редко, такие работы ближе к сфере градостроительного макетирования, где большее значение приобретают зонирование и уличнодорожная сеть. Такие макеты мастера «АБРИС ДИЗАЙН» тоже изготавливает в М 1:1000- 1:2000. , например, мы выполнили макет реконструкции застройки в Турксибском районе установленном в управлении архитектуры и градостроительства.
Широкая общественность знает макеты еще и по таким масштабным проектам, которые в нескольких парках мира представляют знаменитые культурные объекты и достопримечательности. Это особый формат, парковые макеты можно отнести к малым архитектурным формам.
Корр.: – Что такое хорошо сделанный макет?
– Это изделие, которое выполнено по определенной технологии с соблюдением стандартов нашей компании, которое отвечает всем требованиям и пожеланиям заказчика. Макет должен быть достаточно прочным и долговечным, он должен быть аккуратно собран и защищен от случайных механических повреждений. Каждое наше изделие обязательно проходит проверку на функциональность, то есть если в макете предусмотрены световые или механические эффекты – мы обязательно проверяем их работоспособность. Если заказывается макет с колпаком, мы даем гарантии от одного года до пяти лет и сопровождаем изделие инструкцией по эксплуатации.
Корр.: – Сколько в макете от строгих стандартов, а сколько – от творчества?
– Интересный вопрос. С одной стороны, каждый сделанный нами макет неповторим, но с другой – в работе нами используются одни и те же отработанные годами эффективные технологические приемы. Понимаете, мы занимаемся производством. Поэтому не можем себе позволить метания, искания и сомнения. Нам необходимо в определенный срок четко выполнить поставленную задачу. Делать это мы стараемся с наименьшими потерями ресурсов. Любой многократно повторяющийся процесс целесообразно стандартизировать. Это очень важно, так как на точности и скорости исполнения операций базируется эффективность.
Не могу сказать, что все идет по накатанной колее. Иногда мы сталкиваемся с новыми задачами, осваиваем новые эффекты, методы и приемы. Тогда идем таким путем – протестировали технологию, утвердили ее в качестве рабочего варианта и в течение некоторого времени «обкатываем», оптимизируем. Я всегда говорю – если способ требует меньше ресурсов при обеспечении должного качества, – он годится в дело.
Фактор творчества заметнее в работе с архитектурными макетами, когда мы можем акцентами некоторые фрагменты подчеркнуть, а иные завуалировать. Не всегда приходится действовать в полном согласовании с чертежом, там ведь тоже творчество. С целью сделать макет наиболее презентабельным, чтобы он вызывал эмоции, мы можем дополнить его, например, клумбами, деревьями, малыми архитектурными формами, которых нет в чертеже. Но мы, конечно, согласовываем с клиентом пространство, в котором мы можем импровизировать.
Корр.: – Колористику макета тоже определяет заказчик?
– В архитектуре цвет очень важен, поэтому колористику мы обязательно согласовываем с заказчиком, с разработчиком проекта. Бывает, что цвета корректируются на этапе макетирования. Но бывают и еще более интересные ситуации. Когда мы работали с макетом Чарынского каньона, там требовалось показать осеннюю пору и органично вписать в ландшафт архитектурные объекты. В этом случае колористику словно бы задавала сама природа этого удивительного места.
На экране компьютера цвет может выглядеть несколько иначе, чем на макете. Специалисты об этом, конечно же, знают. Имея опыт восприятия цвета в различных комбинациях, на разнообразных фактурах и при разном освещении они стараются выстроить гармонию. Это часть их мастерства.
Корр.: – Какие проекты стали наиболее запоминающимися? Чем они дороги?
– Каждый наш макет по-своему интересен, мне сложно выделить какой-то один или даже несколько. На сайте https://maketi.kz/ вы можете увидеть множество проектов, реализованных «АБРИС ДИЗАЙН». Недавно мы выполнили макет со сложной   электроникой, с динамической подсветкой из более чем 600 микросветодиодов. Запомнился также макет для Института сейсмологии, в котором мы светом показали распространение колебаний от эпицентра к периферии.
Корр.: – Построение макетов позволяет вам узнавать много нового из разных областей деятельности…
– Да, это так. Ведь для того чтобы правильно передать идею, необходимо самому понять, как это работает, как проявляет себя природное явление, действует механизм или технология.
Корр.: – Кем или чем задается степень детализации макета?
– Целями заказчика. На начальном этапе любого проекта я начинаю с выяснения того, чего заказчик хочет получить от макета, какие задачи должен решить макет. Все определяется соотношением цены и ценности проекта. Детализация влияет на затратную часть проекта. Поэтому если цель оправдывает средства, то мы готовы выполнять высокодетализированные макеты. Освоенные нами технологии позволяют показывать в архитектурных и инженерных макетах различные мельчайшие детали.
Корр.: – Как долго строится макет?
– В среднем производство занимает две-три недели. Понятно, что это средний показатель. Все зависит от сложности работ, от процедур согласования и этапа подготовки. Если заказчик имеет четкое представление о том, чего он хочет добиться, то и мы работаем быстрее. Как и в любом производстве, мы стараемся постоянно оптимизировать процессы, делать нашу работу эффективнее, чтобы клиент имел качественно выполненный заказ за приемлемую плату.
Корр.: – Что требуется от заказчика для быстрого и качественного выполнения заказа?
– От заказчика мы ждем чертежи и иллюстрации. Этого нам достаточно чтобы масштабировать проект, нарисовать эскизы и согласовать с заказчиком макет, его компоненты.
Корр.: – Сталкивались ли вы с внесением корректив в уже построенный макет?
– Такое бывает, хотя и довольно редко. Иногда застройщик по ходу дела принимает решение изменить проект. Мы меняем соотвествующие блоки, на некоторое время возвращая макет в мастерскую.
Корр.: – Упаковка макета, если его необходимо доставить в другой город, осуществляется тоже вашими специалистами?
– Да, упаковываем макеты мы сами. В этом деле тоже выработаны определенные стандарты. Получателю остается распаковать изделие и установить. Никаких дополнительных специальных работ клиенту делать не приходится. С доставляющими компаниями у нас тоже уже все давно отработано и эксцессов не бывает.
Корр.: – Как осуществляется техническая поддержка в эксплуатации макетов, перешедших в собственность заказчика?
– Вместе с макетом мы передаем инструкцию по эксплуатации. Если клиент соблюдает все правила, прописанные в ней, то необходимости в обслуживании макета, не возникает. По крайней мере, в нашей многолетней практике я такого не припомню. Но если вдруг клиент испытывает какие-то сложности, мы, конечно, придем на помощь.
Корр.: – Где вы черпаете рабочие идеи?
– У меня есть странички в интернете, которые я регулярно просматриваю и знакомлюсь с тем, что делают коллеги за рубежом. В Казахстане мы чувствуем себя первопроходцами в плане осуществления некоторых идей и производственных операций. Нам приходится пробовать, экспериментировать. Наиболее успешные из передовых решений, прошедших тестирование, мы сейчас готовы предложить клиентам. В штате компании есть инженер, прорабатывающий технологичные современные решения с микроэлектроникой на микроконтролерах.
Корр.: – Существует ли какое-то сообщество, объединяющее строителей макетов? Проводятся ли выставки по данному направлению?
– Потребность в таком общении, безусловно, существует. В интернете я вижу международные группы, хотя в основном там объединяются моделисты, собирающие копии военной и гражданской техники. На выставке макетчиков мне быть не приходилось, не знаю проводятся ли такие мероприятия в мире. В ближайших планах у меня поездка в Санкт-Петербург, где хочу посетить Национальный шоу-музей «Гранд макет Россия». Посмотреть на такую огромную страну, отраженную в миниатюре, очень любопытно. Еще интереснее было бы сделать нечто подобное для нашей страны.
Корр.: – Технически вы могли бы выполнить такую работу?
– Да, знания, опыт и навыки нам позволяют справиться с такой задачей. Это был бы интересный опыт освоения нового для нас направления. Будем считать это задачей на будущее.
Корр.: – Благодарю вас за содержательную беседу.
   

Подробно ознакомиться с работами компании «АБРИС ДИЗАЙН»

и с условиями оформления заказов можно на сайте maketi.kz


Турсынов Темирлан, практикант, учащийся 3 курса колледжа КазГАСА:
– В жизни с такими мелкими деталями я обычно дело не имел, но справляюсь. Дело интересное. В детстве было что-то похожее, когда конструктор собирал, там тоже сноровка требовалась.
Турымбек Парасат, учащийся 3 курса колледжа КазГАСА:
 – Мы готовим элементы, которые на макете будут использоваться для детских площадок. Работаем уже третий день, успели приноровиться. Сейчас стало понятнее как строится макет, какие операции для этого выполняются.
  Тагаймуратова Енлик, учащаяся 3 курса колледжа КазГАСА:
– Нелегкая это работа. Нам, девочкам, конечно чуть привычнее выполнять мелкую работу, но все равно, когда весь день работаешь с такими мелкими деталями, то руки устают.
Юнусов Ернар, учащийся 3 курса колледжа КазГАСА:
– На практике мы делаем нужное дело. Макеты раньше я видел на выставках, в нашем колледже тоже есть небольшие макеты. Попробовать самому делать детали было интересно. Макет помогает наглядно донести замысел архитектора до тех, кому непривычно читать схемы и чертежи.